Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении

29 сентября 2021
72
0

28 сентября 2021 года Ленинский районный суд г. Уфы удовлетворил исковые требования Башкультнаследия к собственникам объектов культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом» и «Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом» (г. Уфа, ул. Коммунистическая, 49, 49/1).

Согласно решению суда собственники помещений объектов культурного наследия, в том числе помещения, где в настоящее время располагается ресторан KFC, обязаны в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
1) привести в надлежащее состояние фасады объектов культурного наследия, путём проведения реставрационных работ по восстановлению историко-архитектурного облика, в том числе демонтировать красно-серые щиты (металлокассеты) - обшивку с фасада одного из зданий с объемными пластиковыми буквами;
2) демонтировать надстройки, изготовленными из профилированных металлических листов и иных металлических конструкций, расположенных с дворовой части фасада здания;
3) демонтировать кондиционеры на главных фасадах зданий;
4) привести форму расстекловки окон цокольного этажа в соответствие с проектной документацией.

Напомним, что в 2020 году Управлением был проведен комплекс мероприятий по контролю за состоянием памятников архитектуры, расположенных в том числе по улице Коммунистической г. Уфы, по итогам которого зафиксированы факты неудовлетворительного технического состояния объектов культурного наследия, многочисленные факты несанкционированной установки навесных конструкций на фасадах зданий, массивных щитов с надписями и рекламой заведений, замены входных групп и окон, разрушения лепнины и штукатурного слоя, которые в значительной степени искажают внешний исторический облик зданий, препятствуют их визуальному восприятию, как памятников архитектуры.

С целью пресечения незаконных действий и бездействий собственников и арендаторов помещений зданий Управлением были направлены исковые заявления в суд о понуждении собственников организовать проведение реставрационных работ.

Как отметил заместитель руководителя Управления Айнур Фархиев, ряд собственников указанных памятников архитектуры ранее неоднократно привлекались к административной ответственности. Несмотря на многократные обращения и выдаваемые Управлением предостережения о добровольном исполнении законодательства об охране памятников, какие-либо меры собственниками не принимались. Айнур Фархиев также отметил, что уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением взятых на себя обязательств перед обществом и государством и может привести к утрате объекта.

Справка. Уфимский краевед Анатолий Львович Чечуха отмечает, что огромная усадьба занимала половину квартала, ограниченного улицами Бекетовской (М. Карима), Большой Успенской (Коммунистической), Центральной (Ленина) и Калмацкой (Чернышевского). К 1867 году по красной линии улицы Б. Успенской уже стояло два кирпичных двухэтажных дома, соединённых аркой. Архитектор, имя которого до нас не дошло, спроектировал одни из самых первых каменных двухэтажных домов в Уфе, хотя похожие можно найти и в альбомах образцовых (типовых) проектов. К 1884 году на усадьбе имелось три дома, флигель, амбары, склады для товаров, конюшни, каретник, баня и погреб. К этому времени самого Павла Васильевича вероятно уже не было в живых, всем заправляла «купчиха В.Т. Попова». В печатавшихся в Уфе «Оренбургских губернских ведомостях» постоянно появлялась реклама о том, что 2-й гильдии купчиха Вера Трифоновна Попова имеет в собственном доме на Верхне-Торговой площади гостиницу с номерами для проезжающих. Суточная плата в «Оренбургских номерах» составляла от 50 копеек до 2 рублей 50 копеек, обеды от 40 до 70 копеек. Помещения на первом этаже двух домов по красной линии Успенской (Коммунистической) улицы Попова сдавала под магазины. С появлением в самом начале XX века передвижного «биоскопа» или «электробиографа» (у кино тогда ещё не было постоянного названия) одно из принадлежавших ей зданий по улице Бекетовской В.Т. Попова решила переоборудовать под сулившее огромные прибыли новое развлечение. Так в её доме появился кинотеатр «Фурор» (в советское время «Салават»), К сожалению, в настоящее время первоначальный вид этого здания заметно искажён.

В Уфимском уезде у Веры Трифоновны был Алексеевский винокуренный завод, на котором ежегодно вырабатывалось около 7 тысяч вёдер хлебного вина (спирта), в Уфе же у неё было пивоваренное предприятие, где ежегодно изготавливали до 9 000 вёдер пива. Оборот этих двух заводов составлял около 16 тысяч рублей. Но в собственном доме на Успенской Попова продавала заграничное вино.

Торговали Поповы и в Гостином дворе. В основном хлебом и лесными материалами. Им же принадлежало несколько пароходов - «Ост», «Амур», «Латник», «Урал», «Царица», «Златоуст», «Императрица» и «Царь» на уфимской пристани. В 1910 году двум сыновьям Веры Трифоновны и её невестке принадлежало недвижимое имущество стоимостью почти 150 тысяч рублей. С Поповыми связана ещё одна архитектурная достопримечательность Уфы. Богатый хлеботорговец Павел Иванович Костерин, женившись на дочери Павла Васильевича и Веры Трифоновны, купил две усадьбы в центре города, на углу улиц Александровской (К. Маркса) и Пушкинской, снёс ветхие дома и построил для своей семьи роскошный каменный трёхэтажный дом, стоимость которого тогда составляла около 30 тысяч. По всей видимости, женские рельефы (маскароны), украшающие этот знаменитый дом (ныне Пушкина, 86), это портрет Екатерины Павловны Костериной (в девичестве Поповой).

  • Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении
  • Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении
  • Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении
  • Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении
  • Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении
  • Неисполнение требований по восстановлению первоначального облика памятников архитектуры привело к судебному решению об их принудительном исполнении