Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

11 Августа 2018
39
0

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

информация для собственников (пользователей)

Организация и проведение ремонта объекта капитального строительства проводится с соблюдением процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 3. ст. 4 Градостроительного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Проведение ремонта объекта капитального строительства являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленным объектом культурного наследия, подлежит особому детальному регулированию соответствующим законодательством. Основными нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность по сохранению объектов культурного наследия являются Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 г. №224-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан».

Учитывая особый статус объектов капитального строительства, являющихся объектами культурного наследия, наличие вызванных этим статусом обременений, проведение работ по ремонту зданий-памятников требует от собственников и пользователей данных объектов, заказчиков и подрядных организаций, проводящих ремонтные работы, выполнения целого ряда обязательных условий, направленных на максимальное сохранение предметов охраны, послуживших основанием для включения объектов культурного наследия в реестр, предотвращение разрушения памятников и причинения им вреда.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует градостроительные отношения, в число которых входит строительство объектов капитального строительства, их реконструкция, а также их капитальный ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 4).

Наличие у объекта недвижимого имущества статуса объекта культурного наследия вводит данный объект в сферу действия отношений по сохранению объектов культурного наследия и сужает возможность непосредственного применения норм градостроительных отношений. Так невозможным оказывается строительство на территории памятника, запрещена реконструкция объектов культурного наследия, поскольку невозможно изменение параметров здания-памятника, составляющих его предмет охраны (одним из предметов охраны практически всегда выступает объемно-пространственная композиция здания).

В сфере действия отношений по сохранению объектов культурного наследия непосредственно под сохранением объекта культурного наследия, согласно статьям 40-44 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимаются меры направленные на обеспечение физической сохранности памятника, ремонтно­реставрационные работы, в том числе:

консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы;

ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (т.е. это работы, не затрагивающие непосредственно предмет охраны);

реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко - культурной ценности объекта культурного наследия;

приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Следует обратить внимание, что законодательство об охране объектов культурного наследия не предполагает дифференциацию понятия «ремонт памятника» на текущий и капитальный, поскольку и в том и другом случае, процедура проведения работ остается единой.

В практике организации работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в собственности поселений и городских округов, наиболее часто проводится ремонт (капитальный ремонт), либо ремонт с приспособлением объекта для современного использования.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Проведение ремонтных работ на объектах культурного наследия, в отличие от других объектов капитального строительства, связано необходимостью выполнения следующих основных требований, изложенных в ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» :

1. Для производства любых ремонтных работ, вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности необходима разработка проектной документации. Данное положение закреплено уже в самом определении понятия «ремонт памятника», включающего кроме, собственно, производственных работ, научно- исследовательские и проектные работы и представляющего собой единый и неразрывный процесс. Требования к составу проектной документации определяются как органами охраны объектов культурного наследия в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, так и нормами действующего федерального законодательства.

2. Проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению памятника возможно только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия

3. Любые работы по сохранению объекта культурного наследия, включая ремонт памятника, проходят на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом государственной власти, уполномоченным в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Организация проведения работ по сохранению объектов культурного наследия и их проведение состоит из следующих обязательных этапов:

1. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением, установленного образца, о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В задании с учетом мнения заявителя указывается содержание работ, а также требования к составу проектной документации.

Порядок выдачи задания утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016г. №1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»

2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением, установленного образца, о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы).

Порядок выдачи разрешения утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 г. №2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, влаченного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

3. Разработанная проектная документация по объекту культурного наследия должна пройти государственную историко-культурную экспертизу (ст. 28 Федерального закона) на предмет определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

4. Акт государственной историко-культурной экспертизы и проект документации подлежат согласованию в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

5. Согласованная проектная документация, в случаях, предусмотренных в ст. 49 Градостроительного кодекса, направляется на государственную экспертизу проектной документации.

6. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и экспертиз один экземпляр проектной документации направляется в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан для постоянного хранения.

7. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (производственные работы).

8. Организация имеющая лицензию - исполнитель работ по сохранению объекта культурного наследия, обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (производственные работы).

Обязательные условия выдачи разрешения:

наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия с соответствующими разрешенными видами выполняемых работ (производственные работы);

наличие проектной документации, согласованной органами государственной охраны объектов культурного наследия;

наличие договора авторского (технического надзора).

9. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан осуществляет контроль за ходом производства работ. При выявлении нарушений установленного порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия контролирующим органом может быть выдано предписание заказчику и исполнителю работ об их приостановлении. Возобновление работ возможно только после устранения выявленных нарушений и ликвидации опасности разрушения памятника на основании письменного разрешения контролирующего органа.

10. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические или юридические лица, осуществлявшие научно-методическое руководство работами, сдают в трехмесячный срок отчетную документацию, включая отчет о выполненных работах.

11. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан производит приемку выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Учитывая, что объекты культурного наследия являются особым видом недвижимого имущества, существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании планов и программ проведения ремонтов объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности и в собственности поселений и городских округов, а также учитывать при проведении процедуры размещения государственного или муниципального заказа:

1. В титуле объекта, на который в бюджете предусматривается целевое финансирование, необходимо обязательно отражать его особый статус, т.е. давать указание «объект культурного наследия» либо «памятник истории и культуры». Аналогичное указание необходимо давать и в документации по размещению заказа в пункте «предмет контракта».

2. В документации по проведению торгов необходимо указывать на соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, а именно, наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

При выполнении указанных выше условий при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в торгах комиссия должна отказать в доступе к участию в торгах организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Открой Свою Республику: открытаяреспублика.рф