Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Установлены границы территории, предмет охраны и режим использования памятника археологии «Мавзолей Бэндэ-бикэ»

27 мая 2020
62
0

Приказом Управления от 27 мая 2020 года утверждены границы территории, предмет охраны и режим использования объекта археологического наследия федерального значения «Мавзолей Бэндэ-бикэ», а также ряда объектов, расположенных в Абзелиловском, Аургазинском, Баймакском, Буздякском, Зилаировском, Кугарчинском, Стерлитамакском, Чекмагушевском, районах Республики Башкортостан и в границах городского округа г. Уфа, все виды работ в границах которых теперь должны согласовываться.

Мавзолей Бэндэ-бикэ (башк. Бәндәбикә кәшәнәһе) расположен возле села Максютово Кугарчинского района Республики Башкортостан, в 300 километрах от Уфы на юг. Развалины памятника обнаружены в 1966 году, исследованы в 1968-1969 годах в ходе археологической экспедиции под руководством известного археолога, доктора исторических наук Нияза Мажитова.

По сведениям из научного отчета и полевого дневника автора раскопок сооружение имело прямоугольную форму. Стены толщиной 1,1 м сложены из сырца и облицованы обожженным кирпичом светло-серого и красно-коричневого цвета. Чередование кирпичей различных оттенков создавало на стенах особый орнамент - герих. Вход с южной стороны был оформлен порталом, пилоны которого продолжали длину стен мавзолея. Внутренняя камера усыпальницы имела квадратную форму, пол устлан кирпичом. Проведенные раскопки выявили могильную яму, расположенную около северной стены и ориентированную по линии восток-запад. В погребальной камере обнаружен костяк взрослой женщины. На дне сохранились остатки бересты и зольная подсыпка дна. Захоронение совершено по мусульманскому обряду.

Местное население, всегда сохранявшее трепетное отношение к своей святыне, было очень взволновано начавшимися раскопками. Но археологи объяснили максютовцам, что их цель — сохранение памятника истории для потомков. К тому же Нияз Мажитов загорелся идеей восстановить внешность Бэндэбике, чтобы позволить людям увидеть, какой была эта женщина. В 1968 году ее останки были направлены в институт антропологии при МГУ к одному из ведущих специалистов в этой области Акимовой М.С., которая занималась антропологическими исследованиями населения Южного Урала и была практически единственным ученым в Советском Союзе, владевшим методикой восстановления внешности человека по имеющимся останкам. В 1969 году Акимова скончалась, работа была остановлена. Останки Бэндэбике, видимо, до сих пор хранятся в фондах института.

С 2005 года над руинами мавзолея возведено современное сооружение из кирпича с металлическим куполом. Аналогичные усыпальницы, сооруженные из обожженного кирпича, датируются XIV веком. Мавзолеи являются памятниками архитектуры, истории, археологии, обладает зрелищностью, имеет уникальное научное значение как памятник эпохи Золотой Орды и как памятник культового значения.

С этой усыпальницей связана интересная и оригинальная легенда, согласно которой, в мавзолее захоронена весьма уважаемая у степных башкир женщина по имени Бэндэбикэ. Ее муж Ерэнсэ-сэсэн во главе своей дружины собрался совершить грабительский набег на казахов. Узнав об этом, жена Бэндэбикэ сказала ему, что с соседями-казахами надо жить дружно, и пыталась отговорить от этой поездки. Но упрямый муж не послушался и отправился в свой авантюрный поход. Ему навстречу со своей дружиной вышел казахский богатырь, и, согласно обычаям, бой между башкирами и казахами должен был начаться после единоборства батыров. В этом поединке Ерэнсэ-сэсэн потерпел неудачу, и в момент, когда казахский батыр хотел вонзить ему в грудь кинжал, он заулыбался. Удивленный этим, казах спрашивает: «Почему ты улыбаешься, ведь ты сейчас умрешь». В ответ ему Ерэнсэ-сэсэн рассказал, что его жена Бэндэбикэ всячески отговаривала его от этого набега, и теперь он вспомнил ее слова. Об услышанном казахский батыр рассказал своим аксакалам, а те ответили: «Бэндэбикэ уважаемая женщина не только для башкир, но и для казахов, давайте ради уважения к ней мы отпустим ее мужа, пусть он расскажет ей о своем позорном поступке». Когда Ерэнсэ-сэсэн, возвращаясь домой, узнал, что жена Бэндэбикэ умерла от горя и позора, он разогнал своего коня и бросился с высокой горы. А Бэндэбикэ сородичи схоронили в могиле, над которой построили кирпичный дом.

  • Установлены границы территории, предмет охраны и режим использования памятника археологии «Мавзолей Бэндэ-бикэ»
  • Установлены границы территории, предмет охраны и режим использования памятника археологии «Мавзолей Бэндэ-бикэ»
  • Установлены границы территории, предмет охраны и режим использования памятника археологии «Мавзолей Бэндэ-бикэ»